8. Охарактеризуйте Государственный праздник как социально-коммуникативную технологию власти, опираясь на основные теории мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и управленческих задач.


В коммуникативной практике органов власти для установления гармоничных отношений с общественностью широко используется такая социальная технология как государственные праздники. Их специфика заключается в том, что они не существуют в культуре благодаря механизму традиции и не могут функционировать как саморазвивающееся образование. Поэтому они всегда нуждаются в поддержке, как со стороны технологов праздничных мероприятий, так и со стороны идеологов власти.

В силу того, что государственные праздники инициируются властью, обязанность отправления ритуала лежит на государстве, и ответственность за эффективное функционирование праздника в системе праздничной культуры народа целиком лежит на организаторах подобных мероприятий. Государственный праздник в этой связи предстает как поле деятельности PR-специалистов государственной сферы.

Праздник можно рассматривать как вариант социально-коммуникативной технологии со всеми присущими ей характеристиками. По определению Д.П. Гавры: «Социально-коммуникативная технология – это опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная, системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи». Экстраполируя это определение на государственный праздник, можно отметить, что в его структуре присутствуют все компоненты социально-коммуникативной технологии. Это спланированная, целенаправленная, системно организованная коммуникация, в которой должны четко прослеживаться социальные субъекты, участвующие в процессе передачи-приема информации, а также определена решаемая социально-значимая задача. Миссию осуществления процесса коммуникации в случае с государственным праздником берет на себя власть, государственные структуры. Соответственно, государственный праздник можно представить как частный вариант социально-коммуникативной технологии, а именно, как PR-технологию, поскольку прослеживаются и базисный субъект PR (государство, власть), и целевая общественность. Тем самым, государственный праздник превращается в ресурс паблицитного капитала базисного субъекта, в специальное мероприятие, «работающее» на его положительный имидж. Смысл праздника и заключается в том, чтобы актуализировать некую важную для человека ценность, утвердить ее, транслировать ее значимость следующим поколениям.

В случае с государственными праздниками ценность «генерируется» его инициаторами. Гражданское самосознание, любовь к Родине, пиетет перед властью, уважение к героическому прошлому страны – все эти ценности в государственном празднике должны быть возведены в «разряд» идеалов. 23

 

Отсутствие «восхождения к идеалу» в идее праздника лишает его как социально-коммуникативную технологию функции решения социально значимой задачи, а, следовательно, приводит к чисто номинальному или сугубо формальному существованию праздничной даты.

Праздничная идея может остаться лишь идеей без ритуала, который транслирует ее в символической форме. Ритуал – атрибутивный элемент структуры праздника. Ритуал представляет идею, легенду, миф в видимой символической форме через систему сакраменталий и действий. Задача ритуала в государственном празднике – позиционировать государство как упорядочивающее начало, поддерживая тем самым его имидж. Системность праздника как социально-коммуникативной технологии будет проявляться на двух уровнях:

 в органичном взаимодействии всех элементов структуры праздника (идея «работает» на актуальную ценность и «обыгрывается» в ритуале),

 через функционирование государственного праздника как одного из звеньев коммуникации власти и народа.