Символизм в искусстве 19 века.


Символизм в искусстве 19 века.

 

Символизм – направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века – начала 20 века(прежде всего в  Франции, Бельгии и России).. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения – творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».Сам термин «символизм» был впервые опубликован в «Le Figaro» - довольно популярном печатном периодическом издании - в 1886 году, восемнадцатого сентября. Основные идеи этого течения были описаны в литературе знаменитым французским поэтом Шарлем Бодлером. Он полагал, что только символы могут полноценно выразить тонкое душевное состояние поэта либо художника.Не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров – от Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П. Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции ( родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в.

 

  • Тесная связь с мифологической тематикой
  • Символисты искали глубинный  смысл в фантазии,мечтах,сознании,эмоциях
  • Искусство как выражение абсолютной
  • истины, использование метафорических
  • образов и аллегории, содержащие
  • символическое значение
  •  Наделяли предметы,изображенные на
  • полотне, мифологическим, мистическим,
  • эзотерическим смыслом
  • Отвергал узкие изобразительные пределы натурализма
  • Глубокая истина , а не внешняя оболочка
  • Новаторство,стремление к эксперементам,таинственность,
  • Неодназначность,недосказанность

Мастера символизма: Гюстав Моро(«Эдип и сфинкс» (1864);«Гесиод и муза»«Юпитер и Семела»), Пьер Пюви де Шаванн(«Смерть и девушки»;«Девушки у моря» -аллегорию гармонии человека и природы), Одилон Редон(«Воздушный шар с глазом»-черный период;«Муза на Пегасе», -цветной), Фелисьен Ропс(«Сатана, Сеющий Семена» ;«Искушение святого Антония» ), Эдвард Бёрн-Джонс(«Зачарованный Мерлин»), Данте Габриэль, Россетти, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель(Демон сидящий. 1890, ;Царевна-Лебедь;.Демон летящий;Демон поверженный)..

"Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом — дух величавый"