41. Государственный праздник как имиджевая коммуникация власти.


В коммуникативной практике органов власти для установления 
гармоничных отношений с общественностью широко используется такая 
социальная технология как государственные праздники. Их специфика 
заключается в том, что они не существуют в культуре благодаря механизму 
традиции и не могут функционировать как саморазвивающееся образование. 
Поэтому они всегда нуждаются в поддержке, как со стороны технологов 
праздничных мероприятий, так и со стороны идеологов власти. 
В силу того, что государственные праздники инициируются властью, 
обязанность отправления ритуала лежит на государстве, и ответственность за 
эффективное функционирование праздника в системе праздничной культуры 
народа целиком лежит на организаторах подобных мероприятий. 
Государственный праздник в этой связи предстает как поле деятельности PRспециалистов государственной сферы. 
Праздник можно рассматривать как вариант социально-коммуникативной 
технологии со всеми присущими ей характеристиками. По определению Д.П. 
Гавры: «Социально-коммуникативная технология – это опирающаяся на 
определенный план (программу действий) целенаправленная, системно 
организованная деятельность по управлению коммуникацией социального 
субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи». 
Экстраполируя это определение на государственный праздник, можно 
отметить, что в его структуре присутствуют все компоненты социальнокоммуникативной технологии. Это спланированная, целенаправленная, 
системно организованная коммуникация, в которой должны четко 
прослеживаться социальные субъекты, участвующие в процессе передачиприема информации, а также определена решаемая социально-значимая задача. 
Миссию осуществления процесса коммуникации в случае с государственным 
праздником берет на себя власть, государственные структуры. Соответственно, 
государственный праздник можно представить как частный вариант 
социально-коммуникативной технологии, а именно, как PR-технологию, 
поскольку прослеживаются и базисный субъект PR (государство, власть), и 
целевая общественность. Тем самым, государственный праздник превращается 
в ресурс паблицитного капитала базисного субъекта, в специальное 
мероприятие, «работающее» на его положительный имидж. Смысл праздника 
и заключается в том, чтобы актуализировать некую важную для человека 
ценность, утвердить ее, транслировать ее значимость следующим поколениям. 
В случае с государственными праздниками ценность «генерируется» его 
инициаторами. Гражданское самосознание, любовь к Родине, пиетет перед 
властью, уважение к героическому прошлому страны – все эти ценности в 
государственном празднике должны быть возведены в «разряд» идеалов. 
23 
Отсутствие «восхождения к идеалу» в идее праздника лишает его как 
социально-коммуникативную технологию функции решения социально 
значимой задачи, а, следовательно, приводит к чисто номинальному или 
сугубо формальному существованию праздничной даты. 
Праздничная идея может остаться лишь идеей без ритуала, который 
транслирует ее в символической форме. Ритуал – атрибутивный элемент 
структуры праздника. Ритуал представляет идею, легенду, миф в видимой 
символической форме через систему сакраменталий и действий. Задача 
ритуала в государственном празднике – позиционировать государство как 
упорядочивающее начало, поддерживая тем самым его имидж. Системность 
праздника как социально-коммуникативной технологии будет проявляться на 
двух уровнях: 
в органичном взаимодействии всех элементов структуры праздника (идея 
«работает» на актуальную ценность и «обыгрывается» в ритуале), 
через функционирование государственного праздника как одного из 
звеньев коммуникации власти и народа.